В 250 году император Деций отправился из
Константинополя на Восток. Остановившись в Ефесе, он приказал горожанам
собраться в капищах, чтобы принести жертвы богам. На третий день
празднеств, организованных по этому случаю, император велел арестовать
всех христиан. Иудеи и язычники помогали солдатам хватать всех верных,
которых находили на улицах и площадях, чтобы заставить принести жертвы.
Многие уступали под угрозой пыток, а тех, кто отказывался подчиниться,
безжалостно убивали.
Максимилиан, сын префекта города, и шесть других юношей из самых
уважаемых семей, служившие в войске1,
скорбели и проливали слезы о страданиях мучеников, а еще больше о
погибших душах отступников. Каждый раз, узнавая о принесенной жертве,
они шли в церковь молиться. Такое поведение не укрылось от язычников,
которые донесли на них. Связанных, с глазами, еще не высохшими от слез,
семерых юношей привели к императору. Отвечая на вопрос о причине их
неповиновения, Максимилиан сказал за всех: «Мы знаем Бога, слава
Которого наполняет небо и землю, и приносим Ему тайную жертву
исповеданием веры и постоянной молитвой!» Разгневанный Деций приказал
снять с них пояса – знаки воинского отличия и, притворяясь милосердным,
велел развязать христиан и дал несколько дней на размышление, пока он не
вернется в город.
Посоветовавшись, семь юношей решили
спрятаться в большой пещере на востоке от города и в тишине и молитве
подготовиться к новой встрече с тираном. Пока они находились в этом
убежище, Иамвлих, самый младший из них, приносил для всех еду и для
этого время от времени спускался в город.
Вернувшись в Ефес, Деций приказал
привести ему христианских пленников, чтобы предложить им принести жертвы
идолам. Узнав об этом, юноши усилили молитвы. Они взывали к Богу с
таким жаром, что, когда вечером сели поесть хлеба, принесенного
Иамвлихом, их охватил сон. По Промыслу Божию все они преставились с
молитвой на устах.
Рассерженный отсутствием юношей, Деций
велел допросить их родителей, которые указали место убежища сыновей.
Тогда он послал туда людей, приказав замуровать вход в пещеру, чтобы
святые задохнулись. Царские слуги Феодор и Варв, которым было дано это
поручение, сами являлись тайными христианами, но выполнили приказ скрепя
сердце, а потом вырезали рассказ о мученичестве семи юношей на
свинцовых табличках, положили их в ящик и спрятали поблизости.
Спустя примерно 200 лет, в правление
Феодосия Младшего (ок. 446), в Церкви возникла ересь, распространявшаяся
Эгейским епископом Феодором. Его учение отрицало воскресение мертвых и
приводило к погибели многие души. Видя это, благочестивый император
Феодосий со слезами молил Бога явить истину. В это время некий Адатий,
владелец земли, на которой находилась пещера с семью юношами, решил
построить на этом месте загон для скота. Добывая камни для
строительства, он раскопал вход в пещеру – и тотчас семь юношей ожили,
как если бы уснули накануне. Они сразу вспомнили о преследованиях и о
приказе Деция публично принести жертву. Максимилиан сказал: «Явимся к
Децию! Не убоимся преследователей и не предадим нашей веры из трусости.
Ты, Иамвлих, возьми деньги и иди в город купить хлеба. Возьми его больше
обычного, поскольку мы очень голодны, и заодно узнай, не ищет ли нас
император».
Подойдя к городу, Иамвлих прежде всего
удивился, увидев изображения креста на всех воротах. Не узнавая ни
людей, ни домов, он спрашивал себя, не спит ли он или не пришел ли в
другой город. На рынке он купил хлеб, но когда подал булочнику монеты,
тот посмотрел на него с подозрением и спросил, не нашел ли он старый
клад, потому что на монетах было изображение одного из давно правивших
императоров. При этих словах Иамвлих задрожал от страха и, подумав, что
его сейчас отведут к императору, хотел бежать, но торговцы схватили его и
угрожали убить, если он не поделится сокровищами. Надев веревку на шею
юноши, они повели его на торговую площадь.
В этот момент толпа встретила
проконсула, шедшего к епископу Стефану. Узнав о причине волнения, он
спросил Иамвлиха, где тот нашел сокровища и где их прячет. Юноша
ответил, что ничего не находил, а монеты достались ему от родителей. На
вопрос, откуда он родом, Иамвлих ответил: «Я родился здесь, если этот
город действительно Ефес», – и назвал своих родителей. Эти имена были
неизвестны проконсулу и даже звучали непривычно. Рассердившись, он
обвинил Иамвлиха в обмане, тогда как монеты двухсотлетней давности
указывают на то, что он нашел клад. Иамвлих упал к его ногам и спросил,
где находится император Деций. Когда ему сказали, что тот умер много лет
назад, Иамвлих предложил проконсулу пройти к пещере и убедиться, что он
вместе с товарищами скрывался там от гонений Деция.
Проконсул в сопровождении епископа и
большой толпы направился в пещеру, где были обнаружены свинцовые
таблички с именами святых юношей. Проконсул и епископ написали
императору, что чудесное явление семи юношей, умерших много лет назад,
служит явным доказательством возможности телесного воскресения.
Император поспешил в Ефес, встретился со святыми и оросил их ноги
слезами. Подробно рассказав свою историю императору и присутствующим
епископам, Максимилиан и его товарищи тихо опустились на землю и
окончательно уснули смертным сном.
Феодосий приказал изготовить семь
золотых саркофагов и устроить юношам торжественные похороны, на которые
созвал всех жителей Ефеса, бедных и богатых. Но на следующую ночь святые
явились императору и попросили оставить их тела в той же пещере в
ожидании всеобщего воскресения.
Пещера Семи спящих отроков, традиционно
отождествляемая с пещерой, где почила святая Мария Магдалина, стала
известным местом паломничества. Почитание спящих юношей распространилось
во всем христианском мире2.
1 В более древних редакциях жития
они названы молодыми воинами, но затем их стали представлять как детей,
особенно в иконографической традиции.
2 И даже отразилось в исламской
традиции.
Из книги «Синаксарь: Жития святых
Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря