Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Обычно слушая церковные песнопения, в
которых прославляются угодники Божии, вспоминаемые Церковью, мы слышим
мужские имена. Но вот сегодня празднуется память двух угодников Божиих,
вернее, угодниц — оба святых имени, прославляемые сегодня, суть женские.
Святая великомученица Евфимия и святая
блаженная княгиня Ольга — обе получили еще по одному наименованию: св.
Евфимия называется «Всехвальною», а св. Ольга еще современниками была
названа «мудрейшею из жен».
Святая Евфимия была замучена во время
гонения христиан при Диоклетиане, и ее смерть и страдания вспоминаются
16 сентября. А сегодня память ее празднуется по случаю одного чуда,
бывшего во время IV Вселенского Собора. Четвертый Вселенский Собор
должен был решить, кто прав — те ли, кто верует, что Христос был Бог и
человек, Богочеловек, или те, которые утверждают, что во Христе Божество
совершенно поглотило человечество, так что даже и страдания Его были
только кажущимися.
Когда представители православных,
возглавляемые святыми Анатолием Цареградским и Ювеналием Иерусалимским,
многими доводами из Священного Писания и Предания доказали, что Христос
есть Богочеловек, то, желая получить еще особое Божие указание, где
правильная вера, написали два исповедания веры — православное и
монофизитское. Оба они были положены в раку с мощами св. Евфимии,
находившимися в том храме, где происходили заседания IV Вселенского
Собора. Рака была заключена, храм заперт, так что в него никто не мог
проникнуть, а когда через три дня отперли храм и открыли раку,
православное исповедание лежало на груди св. Евфимии, а монофизитское
под ее ногами и она как бы попирала его. После такого ясного Божия
указания окончательно утвердилось то, что мы и ныне исповедуем: что
Христос есть Богочеловек, а монофизитская вера была осуждена. Св.
Евфимия получила тогда наименование «предел святых отцов» [см. кондак
св. мученице Евфимии], «утверждение православной веры».
Прошло несколько сот лет после этого
чуда. Приняла христианство русская великая княгиня Ольга, при крещении
получившая имя Елена. Она желала крестить всю Русь, многие и последовали
ее примеру, но вполне осуществить свое желание ей не удалось, и даже
сын ее, суровый Святослав, остался язычником. Но вот внук ее Владимир
решил менять веру. Когда он стал склоняться к Православию, для
окончательного решения созвал своих бояр и воевод на совещание. После
многих доводов, приведенных в пользу принятия Православия из Царьграда,
бояре сказали: «Не будь хороша эта вера, не приняла бы ее мудрейшая из
жен Ольга». Этот довод был настолько убедителен, что вопрос о принятии
веры был решен. То, что Ольга не могла сделать при жизни, она совершила
после смерти. Память ее как святой стала прославляться по всей Руси в
день ее смерти, 11 июля, вместе со св. Евфимией, которой мощи были из
Халкидона перенесены в Царьград.
Прошли столетия. Иноверцы взяли
Царьград, и Москва сделалась столицей Православия. Как бы в
ознаменование сего, по Божию благоволению, в Москву при царе Михаиле
Феодоровиче, который родился, кстати сказать, как раз в сегодняшний
день, перенесен был нешвенный хитон Христов. Некогда Второй Рим —
Царьград — имел, как защиту, драгоценнейшие святыни — ризу и пояс
Богоматери. Известно, что и первые русские князья-христиане Аскольд и
Дир крестились после того, как испытали на себе чудо при походе на
Царьград: когда в море патриархом была опущена риза Богоматери, то
поднялась страшная буря, которая разметала русские корабли, и
выброшенные на берег русские воеводы и воины крестились, пораженные этим
чудом. А вот в Москву перенесена не риза Богоматери, а Самого Господа
Иисуса Христа нешвенный хитон.
Третий Рим возглавил все православные
народы, начал освобождать православный Восток от иноверцев, и казалось,
близок был совершенный конец их власти. Но в решительный момент сама
Россия подпала под еще страшнейшее рабство коммунизма. В порабощенном
Втором Риме (Константинополе) если и не смеют устраивать крестных ходов и
вообще выражать открыто знаки почитания православной веры, могут хотя в
храмах своих беспрепятственно возносить славословия и моления Богу,
даже молитвы о благоверных царях, так как греки не меняли текста молитв,
содержащих таковые прошения.
Святая
Евфимия Всехвальная
В сегодняшний день поставлена на
середину храма Царьградской Патриархии рака с мощами св. Евфимии со
славянской надписью, что рака эта — дар митрополита Петербургского
Антония. Этой надписью как бы свидетельствуется, что и русский народ
своими молитвами невидимо предстоит мощам св. Евфимии. А там, где
находятся мощи св. Ольги, отбираются храмы и превращаются в
кинематографы, музеи и театры; в оставшиеся же храмы, при поддержке
власти, вторгаются живоцерковники и самосвяты. И душу и тело хочет
поработить безбожная власть, контролирующая даже то, что делается в
церквах. Но чудеса, совершенные по смерти святыми Евфимией и Ольгой,
дают нам надежду, что и ныне они предстательствуют за православных.
Закончим нашу сегодняшнюю молитву
прошением, находящимся в кондаке св. Евфимии: «И ныне, якоже ереси,
врагов шатание под ноги православных царей покори».
Аминь.
Белград, 1928 г.
Святитель Иоанн (Максимович)