"Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать
каждому по делам его" (Апок. 22, 12).
Вот и еще один год нашей жизни канул в
вечность. Благость Божия даровала нам новый год. Ценим
ли мы эту милость Божию к нам, благодарим ли Бога за это?
Увы! как мало осталось ныне людей,
которые встречают новый год молитвой. Едва ли не подавляющее большинство
встречают его ничем не оправдываемым безумным, безсмысленным,
разнузданным веселием, а наши «православные» русские люди делают это
нередко даже дважды - и по новому и по старому стилю, как бы желая
использовать лишний повод к веселию. Хотя повода тут, строго говоря,
никакого нет.
О чем напоминает нам наступление нового
года, как не о том, прежде всего, что еще на один год сократилась наша
земная жизнь, что еще на один год стали мы ближе к общему для всех концу
- могиле, а для многих из нас - что этот новый год, быть может, будет последним
годом их жизни.
Есть ли тут повод к веселию?
Еще святитель Феофан Вышенский и
приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский во второй половине прошлого века
горько укоряли русских людей за то, что они, подражая
Богоотступническому Западу, стали по-язычески встречать новый год,
«вертясь с бокалами в руках», ибо это только язычники темные верили, что
чем веселее они встретят наступающий новый год, тем удачнее и
счастливее он для них будет. Вот и пили они и плясали до упаду. А нам,
христианам, это совсем не к лицу!
Нас, христиан, наступление нового года
должно, наоборот, располагать к сугубой серьезной настроенности и к
горячей молитве Богу.
А особенно серьезными и
молитвенно-сосредоточенными должны мы быть теперь, в
переживаемое нами время, когда с каждым новым годом все более и более
умножаются страшные знамения неизбежно приближающегося к нам конца
всего. Еще так недавно жизнь человечества текла более или менее
нормально, вполне оправдывая изречение премудрого Екклесиаста: «Что
было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, - и нет ничего
нового под солнцем» (Еккл. 1,9). Но вот, с некоторого времени,
особенно после страшной кровавой катастрофы, постигшей нашу несчастную
Родину-Россию, нечто как-будто бы «новое» стало сильно и ярко проявлять
себя. И в самом деле: вдумаемся глубже во все то, что сейчас происходит в
мiре, и мы убедимся, что происходит теперь нечто такое новое и
страшное, чего никогда прежде не было в таких грандиозных масштабах.
Прежде всего: целая треть
мiра попала в полное тираническое обладание неистовых богоборцев и
человеконенавистников, которые главной целью своей жизни и деятельности
поставляют искоренение во всем мiре веры в Бога вообще и уничтожение
Христианской Церкви, в частности, и упорно идут к этому, не
останавливаясь ни перед какими самыми жестокими и безчеловечными
средствами, вплоть до грубых издевательств, пыток, мучений, пролития
крови и убийства.
А остальные две трети,
составляющие так называемый «свободный мiр», с каждым новым годом, все
более и более равнодушно смотрят на это и не только не противодействуют
такому к небу вопиющему насилию, но нередко и помогают ему, сами у себя,
в сущности, делая то же, но только более осторожными, «мирными»
средствами, лицемерно, для отвода глаз, сохраняя видимость полной
свободы веры и даже покровительства Церкви.
Разве не «новое» - так называемое
«экуменическое движение» - это повальное «братание» представителей всех
вероисповеданий, которого совсем недавно и вообразить себе было нельзя и
которое столь многих очаровывает и прельщает мнимой христианской
любовью, в то время как оно в действительности весьма далеко от
подлинной христианской любви, нераздельно-связанной со стремлением к
истине. А истиной «экуменисты» менее всего интересуются. Если бы это
было не так, то давно бы уже все «экуменисты» пришли к Православию, а
православные, принимающие в «экуменическом движении» участие, не
отходили бы от подлинного исконного исторического Православия, заражаясь
антихристианским духом вольнодумного протестантизма.
Того же порядка - и совершенно новое
явление Ватиканского Собора. И как характерно и трагично впечатление от
этого Собора, высказанное одним православным наблюдателем: казалось бы,
мы должны только радоваться и приветствовать наблюдающееся на этом
Соборе стремление к сближению с Православием и намеченные в этом
направлении реформы, но все это, к глубокой скорби нашей, носит характер
такого необузданного либерализма, готового идти и дальше, что
римо-католики консерваторы оказываются по духу нам ближе.
А невероятно усиливающаяся преступность,
во всех самых изощренных и виртуозных формах, особенно - у малолетних,
которые в наше время даже по внешнему своему облику, по выражению глаз и
лица, перестают походить на детей, о коих сказал в Свое время Господь,
что «таковых есть Царствие Небесное» (Марк. 10, 14)!
А умопомрачающий безстыдный разврат,
который не удивителен был у язычников, не знавших учения о высоком
достоинстве девства, но совершенно нестерпим у христиан!
Нет в современном мiре - мiре
«христианском» - и того, что было в древности в мiре языческом: ни
благородства, ни честности, ни стыда, ни... совести. Черное многие
называют белым, а белое - черным, ложь называют правдою, а правду -
ложью. И невольно приходит на ум то, о чем говорит св. Апостол Павел в
своем 2-м послании к Солунянам «и пошлет им Бог действие
заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены
все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2,
11-12).
Сколь многие теперь с поразительным
легкомыслием повторяют вслух, или хотя бы про себя, исполненный
драматического скептицизма Пилатов вопрос: «что есть истина?»
(Иоан. 18, 33). И ответа не находят. Да и не ждут его...
И вот, несмотря на все это,
духовно-ослепленные люди все еще кричат о каком-то «прогрессе», о «мире
всего мiра», о благоденствии человечества, якобы ожидающем его в
ближайшем будущем, о каких то «заманчивых далях» и «широких
горизонтах»...
Пусть не говорят, что мы «сгущаем
краски» или проповедуем пессимизм. Тогда и приснопамятного святителя
Феофана и о. Иоанна Кронштадтского и многих других великих столпов и
светильников нашей Российской Церкви, предостерегавших русский народ о
надвигающейся на него страшной каре Божией, надо было бы обвинить в
пессимизме. А между тем, ведь всё то, о чем они так сильно и ярко
предрекали, рисуя до чрезвычайности мрачные картины окружавшей их жизни,
целиком исполнилось.
Мы же здесь указываем только на
общеизвестные факты, которые сами за себя говорят и не требуют обладания
особой прозорливостью для того, чтобы ясно видеть, куда
они нас ведут.
Мрачную картину представляет собою
сейчас жизнь всего человечества. Но не менее мрачное зрелище наблюдаем
мы и в жизни наших православных русских людей заграницей. Вместо того,
чтобы полностью и окончательно прозреть после стольких перенесенных нами
тяжких испытаний - кровавой революции, беженства (для многих даже
двукратного), арестов, ссылок и концлагерей, ужасов 2-ой мiровой войны -
многие все еще продолжают жить настроениями предреволюционной эпохи и
1917 года, приведшими Россию к гибели. Вместо того, чтобы раскаяться в
своем прежнем вольнодумстве и смиренно придти к вере во Христа,
склонившись благоговейно перед благодатным авторитетом основанной Им Св.
Церкви, сколь многие - увы! - и здесь заграницей живут вне всякой веры,
или отпадают в иные веры, или сами себе изобретают какую-то свою
собственную самоизмышленную веру, а те, которые, по внешности, остаются
православными, часто вовсе не признают Церкви, надменно и высокомерно
осмеливаются судить и рядить о том, чего не знают и не понимают, и
считают себя в праве сами писать для Церкви свои
собственные законы, покушаясь делать Церковь орудием своих безумных
страстей - тех самых страстей, кои привели к гибели нашу Родину-Россию, а
здесь способны привести к развалу единственное, что у нас еще остается,
- нашу Церковь. Вместо смирения - страшная, ни перед каким авторитетом
не склоняющаяся гордыня и самомнение, властолюбие и честолюбие, бешенное
стремление «играть роль» и, одновременно, - ничем не жертвуя для Церкви
и для дела спасения своей души, упиваться с жадностью всеми доступными
благами этой временной суетной жизни.
И что особенно скорбно: подобное
духовное безобразие и безчиние весьма часто безстыдно прикрываются
мнимою ревностью о какой-то «правде», громкими словами о национализме и
патриотизме и прочих высоких исторических идеалах русского народа, хотя
нередко исходят они от лиц, называющих себя здесь в Америке
«американцами русского происхождения» и тем самым отрекшихся от своего
русского имени и от своей страждущей Родины, об освобождении и спасении
которой они будто бы радеют.
На фоне этой общей мрачной картины
единственным утешением для нас является то, что сохранился все же в
нашей среде еще малый остаток искренно-верующих
православных русских людей, кротких и смиренных, ничего лично для себя
не ищущих и не домогающихся, но всем сердцем преданных нашей св. вере и
Церкви. Им, по большей части, нигде не дают хода, их всячески затирают и
обижают, считают иногда даже чудаками и ненормальными, только потому,
что они не похожи на других, не хотят «идти в ногу» со временем, плыть
по общему течению. Встречая их и видя, как к ним относятся другие,
невольно вспоминаешь предречение древних отцев-подвижников о том, что «в
последния времена все люди будут безумствовать, а тому, кто не
безумствует, будут говорить: «ты безумствуешь, потому что ты не похож на
нас».
Но вот эти-то именно люди и хранят еще в
изгнании подлинную Святую Русь: - это они строят Божии храмы, чтобы молиться
в них, а не сводить вокруг них личные счеты, бороться за первенство и
политиканствовать, или сходиться в нарочито устраиваемые под ними нижние
помещения для «коктейль-парти», танцев, спектаклей и иных развлечений.
Они чтут своих пастырей - истинных пастырей, которые учат их только молитве
и духовной жизни, ведя их прямым путем ко спасению. И они
действительно ничего другого не хотят, как только спасаться
- именно спасаться, а не сеять интриги, заниматься низкопробным
политиканством, завязывать судебные тяжбы и создавать никому не нужные,
кроме врагов нашей веры и Церкви, «бури в стакане воды».
Эти немногие, еще остающиеся,
подлинно-православные русские люди понимают, что Церковь - для
вечного спасения людей, и что ею нельзя и грешно пользоваться
для каких бы то ни было других, земных целей. А потому они не станут
вести напролом - «не на жизнь, а на смерть» безумной борьбы друг с
другом, а тем более - со своими пастырями, если эти пастыри ничего
другого от них не хотят, кроме христианской настроенности их
душ, молитвы и покаяния, - они сторонятся только от лжепастырей, которые
идут иными путями, чуждыми истинного пастырства и
подлинной духовности и церковности.
Но как мало таких
людей, в которых живет еще наша Святая Русь! И с каждым вновь
наступающим годом их становится все меньше и меньше. Большинство
увлечено и целиком поглощено общей жизнью современного в «похотех
прелестных тлеющаго» мiра и старается во всем прислуживаться и угождать
ему - его развратным нравам и обычаям, дабы сделать себе «карьеру» и
побольше приобрести разных жизненных выгод и материального благополучия.
Все это, вместе взятое, - верное
знамение того, что мiр идет к своему концу и, притом, идет сейчас так
быстро и стремительно, как никогда!
Конечно, это отнюдь не повод к
«пессимизму», ибо мы, христиане, отлично знаем, что так и должно
быть, и что конец мiра, рано или поздно, неизбежен. Вместе с
тем мы знаем и естественно надеемся, что чудо милости Божией еще может
спасти явно погибающий теперь мiр и отсрочить неизбежную развязку, ради
тех, которые еще могут и способны принести покаяние и спастись. Но
нельзя легкомысленно убаюкивать себя, закрывая глаза на страшную
действительность, на всю безнадежность совершающегося перед нашими
глазами, с чисто-человеческой точки зрения здравого смысла и разума, и надо,
если только мы на самом деле христиане, быть готовыми ко всему.
В ушах наших, а еще более в сердцах,
должны непрестанно звучать грозные предостерегающие слова Господа Иисуса
Христа, изреченные чрез Его возлюбленного ученика - Тайновидца в дивном
Откровении: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать
каждому по делам Его» (Апок. 22, 12). И, вместо того,
чтобы пребывать в «окамененном нечувствии», сливаясь с жизнью
окружающего нас мiра, и встречать Новый Год безумно и легкомысленно, как
современный мiр привык его встречать, омрачая свою душу недостойным и
неприличным для истинного христианина поведением, обратимся лучше к Богу
со слезной покаянной молитвой о том, чтобы Он отвратил от нас «весь
гнев Свой, праведно на ны грех ради наших движимый», простил бы нам «вся
согрешения вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная»,
отгнал бы от нас «вся душетленныя страсти и растленныя обычаи», «страх
Свой Божественный всадил бы в сердца наша, ко исполнению заповедей Его»,
«укрепил бы нас в православной вере», «утолил бы в нас вся вражды,
нестроения и междоусобныя брани», «подал бы нам мир, твердую и
нелицемерную любовь, благочинное строение и добродетельное житие»,
«искоренил бы и угасил все богохульное безбожник нечестие» и «укрепил
бы, утвердил, расширил и умирил» наше единственное сокровище и верное
прибежище» - Св. Церковь Православную.
Благослови же венец наступающего лета
для нас благостью Твоею, Господи!